ГЛОБАЛЬНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ (global logistics strategy; global sourcing)
ГЛОБАЛЬНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ (global logistics strategy; global sourcing) — формирование устойчивых торгово-экон. связей между отдельными странами или группами стран на основе междунар. разделения труда, особенно в форме подетальней и технол. специализации и межотраслевого кооперирования. Предпосылками Г.л.с. явились переход к крупному машинному произ-ву и современная научно-техн. революция. Об уровне Г.л.с. можно судить, напр., по отношению объема внеш. торговли и валового национального продукта, по показателю удельного веса импортных комплектующих изделий в общем объеме выпуска продукции и др. Эти тенденции нашли отражение и были закреплены в ряде политических решений, принятых в конце 80-х — начале 90-х гг., в т.ч. решении Европейского сообщества по программе ЕС-92 и завершении перехода к единому внутр. рынку до конца 1992 г. (упрощение и отмена таможенных формальностей, интенсификация внедрения общеевропейских стандартов; равноправие фирм из стран-участниц программы ЕС-92 в получении гос. контрактов в любой из стран ЕС и др.). Важную роль играет Г.л.с. в пром-сти США, особенно в ее отношениях с Японией и Южной Кореей. В 80-е гг. коэф. связи поставщик-потребитель применительно к хоз. связям фирм США с их зарубежными поставщиками возрос, по данным ряда исследователей (С.Э.Фосет и др.), в 3 раза. При этом характерной чертой хоз. связей фирм США с их японскими и южно-корейскими поставщиками является большая ритмичность (равномерность) поставок товаров (вероятность срыва поставки у них в 5 раз ниже средней величины) и меньше интервалы поставки (как правило, 1 неделя при среднем интервале поставки свыше 2 недель). Территор. разобщенность фирмы и ее поставщиков повышает вероятность снижения коэф. синхронности поставок и простоев произ-ва, в связи с чем фирмы вынуждены увеличивать размеры страховых запасов средств произ-ва, используя для их хранения и склады общего пользования (запасы производственные у средней фирмы США в начале 90-х гг. составляли 29 дней), а также создавать резерв поставщиков-дублеров. Характерной чертой Г.л.с. является уменьшение кол-ва посредников и перевозчиков; фирмы предпочитают пользоваться услугами одного перевозчика (напр., Объединенной службы доставки посылок}, который при смешанных перевозках несет перед грузополучателем ответственность за груз и производит перевозку по единому перевозочному документу (напр., коносаменту сквозному). Однако переход к Гл.с. требует решения ряда правовых, организационных, техн. и др. вопросов (в т.ч. внедрения новых информационных технологий: ЭДИФАКТ, Система контроля местонахождения трансп. средств и др.). Около 1/3 фирм США, использующих Г.л.с., применяют электронный обмен данными (в т.ч. по стандарту ЭДИФАКТ) с перевозчиками, поставщиками и экспедиторами. Кроме того, переход к Г.л.с. может привести к удлинению логиспшческих циклов, потерям от колебания курсов валют и т.д