ОПЛАТА ГРУЗОВЫХ РАБОТ (cost of loading/unloading)
ОПЛАТА ГРУЗОВЫХ РАБОТ (cost of loading/unloading) — это возмещение затрат на погрузку и выгрузку грузов возлагается на одного из участников перевозки либо распределяется между ними в определенной пропорции. Напр., практика торгового мореплавания выработала ряд стандартных условий, определяющих порядок распределения стоимости грузовых работ между участниками договора перевозки, основные из которых приведены ниже. «Гросс-термз» (gross-terms) — условие фрахпования, по которому все расходы на оплату погрузо-разгрузочных работ учитываются во фрахтовой ставке и их несет судовладелец. При этом предусматривается, что фрахтователь обязан подавать груз к борту судна или отвозить груз от борта судна с такой скоростью, с какой судно может выдавать или принимать его. Таким образом, по этому условию фрахтователь, не неся расходов на оплату грузовых работ, несет ответственность за их интенсивность. Одной из разновидностей условия «гросс-термз», применяемой в трамповом судоходстве, являются т.н. «линейные условия» (liner terms) которые при перевозке массовых грузов обычно трактуются как обязанность перевозчика обеспечить приемку и сдачу груза на припортовом складе с оплатой его доставки со склада в трюмы судна и из трюмов судна на склад. Следовательно, в этом случае фрахтователь освобождается не только от расходов по грузовым операциям, но и от ответственности за их продолжительность. Применительно непосредственно к линейному судоходству «линейные условия» могут иметь и другое содержание, которое определяется в зависимости от объема оказываемых грузовладельцам услуг. В большинстве случаев содержание этого понятия и вытекающие из него обязанности перевозчика определяются стандартными условиями коносаментов (см. Перевозочные документы), публикуемыми обычно на их оборотной стороне. Как правило, в соответствии с этими условиями груз принимается и сдается линейными перевозчиками у борта судна или на причальном складе перевозчика. Освобождение фрахтователя от расходов по грузовым операциям в принципе освобождает его и от ответственности за их продолжительность. При этом, однако, предполагается обязанность фрахтователя подавать груз к борту судна или отвозить от него с такой скоростью, с какой судно может принимать или выдавать его. Другой разновидностью условия «гросс-термз» является так называемое условие «су-палан» (sous palan), применяемое редко и г.о. при перевозках из (на) средиземноморских портов Италии и Франции. В соответствии с этим условием грузоотправитель обязан подать груз к борту судна в пределах досягаемости судовых грузовых средств. Дальнейшая забота о грузе, его погрузке и укладке в трюме или на палубе возлагается на перевозчика. При выгрузке перевозчик обязан выгрузить груз из трюма или с палубы, переместить его через поручни и опустить вертикально над причалом или лихтером. После этого груз поступает в распоряжение грузополучателя, который принимает на себя дальнейшую ответственность за груз, заканчивает процесс выгрузки и несет все связанные с этим расходы. Свободен от выгрузки (free discharge) — условие, в соответствии с которым судовладелец освобождается от расходов по выгрузке груза. То же значение имеет термин «фри-аут» (free-out). Фоб с укладкой (FOB and stowed and/for trimmed) — условие, в соответствии с которым судовладелец освобождается от расходов по погрузке. То же значение имеет термин «фри-ин» (free-in). Фио (free in and out) — условие, в соответствии с которым судовладелец освобождается от расходов по погрузке и выгрузке груза. Если по условиям сделки судовладелец освобождается также от расходов по укладке или разравниванию груза, то применяется термин «фиос» (FIO and stowed) или «фиот» (FIO and trimmed).