ВЫБОР И ОЦЕНИВАНИЕ ПОСТАВЩИКА (choice and evaluation of supplier; sourcing; vendor selection and appraisal)
ВЫБОР И ОЦЕНИВАНИЕ ПОСТАВЩИКА (choice and evaluation of supplier; sourcing; vendor selection and appraisal) — поиск и отбор фирмой потенциальных поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и др.; оценивание поставщика с точки зрения обеспечения поставок продукции требуемого качества, в требуемые сроки, по приемлемой цене и др. критериев, проводимое как на стадии поиска, так и в процессе работы с уже отобранным поставщиком.
Если фирма решила, что производить к.-л. комплектующее изделие собственными силами нецелесообразно (см. Задача MOB), то поиск поставщика производится путем объявления конкурса, изучения соответствующих фирменных каталогов (см., напр., Томасовский регистр американских пром. фирм), анализа рекламных объявлений в печати, посещения выставок, ярмарок и т.п. В результате формируется перечень потенциальных поставщиков, по которому ведется дальнейшая работа. Критерии отбора могут быть разл. (обычно их два-три, но в отдельных случаях их может быть более 60) в разл. отраслях экономики, однако независимо от специфики отрасли важнейшими являются след, критерии:
1) качество поставляемой продукции;
2) надежность снабжения, понимаемая обычно как соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортиментное и количественное соответствие условиям договора поставки;
3) приемлемая цена. К др. критериям относятся удаленность поставщика от потребителя, сроки выполнения текущих и экстренных заказов (см. Логистический цикл), наличие резервных мощностей у поставщика, орг-ция управления качеством продукции у поставщика, психологический климат в трудовом коллективе поставщика (риск забастовок — см. Форс-мажор), способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования (для машиностроительной продукции), кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др. В целях повышения объективности оценки потенциального поставщика фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, одна из ф-ций которых — подготовка справок о поставщиках, в т.ч. с использованием неформальных каналов (в США, напр., такие услуги предоставляет фирма Dun & Bradstreet). В этих справках дается, в частности, оценка финансового положения поставщика по след, показателям: отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств (acid test ratio), отношение объема продаж к дебиторской задолженности (sales-receivable ratio); отношение чистой прибыли к объему продаж (net profit-sales ratio); движение ден. наличности (cash flow); оборачиваемость запасов (inventory turnover ratio) и др.
По условиям заказа такая справка предназначена для использования исключительно заказчиком и не подлежит передаче пр. фирмам. При решении задачи выбора и оценивания поставщика используются методы операций исследования. Окончательный выбор поставщика является в той или иной степени волевым актом принимающего решение лица. Для решения задачи выбора поставщика и оценивания качества его работы применяются автоматизированные системы (напр., IBM Computerized Vendor Selection System), возможно также применение экспертных систем. Фирмы, работающие по Канбан системе, обычно пользуются услугами поставщика основного («одно комплектующее изделие — один поставщик»), западноевропейские машиностроительные фирмы кроме основного поставщика комплектующего изделия данного вида имеют, как правило, резерв поставщиков-дублеров (обычно не менее 2, причем их пр-тия должны быть расположены на разных территориях).
Оценивание качества работы уже отобранного поставщика проводится по итогам его деятельности за год, полугодие и т.д. с участием разл. заинтересованных подразделений фирмы — снабженческих, технол., конструкторских и др. Оценивание может проводиться, напр., по заранее разработанной шкале оценок качества работы по разл. параметрам вычислением рейтинга поставщика. Если рейтинг поставщика ниже допустимой величины, то договор поставки подлежит расторжению. См. также Транспортная задача, Сертификация продукции. Эффективность логистической системы. Прикрепление потребителей к поставщикам.