ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИЗДЕЛИЯ (product life cycle)
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИЗДЕЛИЯ (product life cycle) — промежуток времени от разработки изделия до снятия его с произ-ва и продажи. В маркетинге и логистике принято рассматривать след, стадии цикла: 1) зарождение (разработка, конструирование, эксперименты, создание опытной партии, а также производственных мощностей); 2) рост — начальная стадия (появление изделия на рынке, формирование спроса, окончательная отладка конструкции с учетом эксплуатации опытной серии изделия); 3) зрелость — стадия произ-ва серийного или произ-ва массового; наиболее широкой продажи; 4) насыщение рынка; 5) затухание продажи и произ-ва изделия. С коммерческой точки зрения на начальных стадиях преобладают расходы (затраты на исследования, капитальные вложения и др.), в дальнейшем превалируют доходы и наконец рост убытков заставляет прекращать произ-во. Понятие Ж.ц.и. в изложенном виде характерно для маркетинга. Однако в более широком смысле оно может быть отнесено вообще к науч. идее, принципу действия механизма, технологии и др. продуктам произ-ва.