коносамент застрахованный, оборотный, сквозной, чистый
КОНОСАМЕНТ (фр. connaissement; англ. bill of lading) — это разновидность ценных (товарных) бумаг; расписка агента транспортной фирмы (судна, самолета) грузоотправителю о принятии груза к перевозке с обязательством выдать груз в пункте назначения ее предъявителю. В.К. указываются: наименование транспортного средства, перевозчик, отправитель, получатель, место приема или погрузки, назначение груза, его наименование, фрахт и др. причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи К., число составленных экземпляров. Передача К. осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерный К. или К. на предъявителя) и равносильна передаче груза. К. является одним из основных документов, необходимых при таможенном контроле за грузами, перевозимыми морским сообщением.
КОНОСАМЕНТ ЗАСТРАХОВАННЫЙ (англ. insured bill of lading) — это коносамент, включающий в себя страховой полис.
КОНОСАМЕНТ ОБОРОТНЫЙ (англ. negotiable bill of lading) — это составленный на предъявителя или на приказ поименованного в нем лица коносамент, держатель которого имеет право собственности на товары и право на их выдачу по условиям документа.
КОНОСАМЕНТ СКВОЗНОЙ (англ. throught of lading) — это коносамент, который выдается в случае доставки груза по назначению непосредственно данным судном, а с перевалкой на другое судно или другое транспортное средство (автотранспорт, железная дорога); осуществляется по договоренности резных перевозчиков о совместной перевозке или одним перевозчиком, который обслуживает несколько пересекающихся между собой линий; типичен при контейнерной перевозке.
КОНОСАМЕНТ «ЧИСТЫЙ» (англ. clean bill of lading) — это коносамент, не содержащий пометок (оговорок) о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки. Коносамент считается «чистым» несмотря на:
1)оговорки, которые не содержат прямых указаний на то, что груз или его упаковка находятся в неудовлетворительном состоянии (например, «ящики подержанные» или «бочки использовались ранее»);
2) оговорки об освобождении перевозчика от ответственности за риски, связанные с характером груза или упаковки;
3) оговорки о том. что перевозчику неизвестно содержимое груза, его масса, размеры, качество и техническая спецификация. Наличие К.ч. является обязательным условием многих сделок в международной торговле. Банк может не принять коносамент с пометками (оговорками), если только в аккредитиве точно не указывается, какие из них допускаются. В международной практике торгового обращения К.ч. зачастую выдается перевозчиком грузоотправителю в обмен на гарантийное письмо последнего.