ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ (counter trade; trade-in) — 1) финансирование части закупки за счет выручки от реализации на том же рынке продукции с помощью продавца. При этом участие продавца в такой реализации может быть прямым (продавец сам закупает товары покупателя) или косвенным (продавец на определенных условиях обеспечивает приобретение товаров третьим лицом). В процессе осуществления встречных сделок возникают противоположные по направлению материальные потоки’,
2) продажа потребителю нового товара с одновременной покупкой у него одноименного старого товара. При этом стоимость старого товара вычитается из цены нового.
ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ — это форма внешней торговли; коммерческая практика, при которой продажа увязывается с закупкой товаров (услуг), либо, наоборот, закупка обусловливается их продажей. В обоих случаях оплата предусматривается поставками товаров (услуг) в дополнение или вместо финансового регулирования, что явно сближает В.т. с бартером. Обязательства сторон при этом фиксируются в одном или нескольких, связанных между собой контрактах. К числу разновидностей В.т. можно также отнести компенсационные, «свитч» и «оффсет» сделки, встречные и авансовые закупки, клиринг и т.д.
В современных условиях значение Встречную торговлю невозможно переоценить. Достаточно сказать, что за последние 20 лет ее удельный вес в мировом товарообороте усилился с 2-3-% в начале 70-х гг. до 40% в конце 80-х. свыше 90 стран мира уже приняли законы, обязывающие национальных импортеров производить закупки только в увязке со встречными обязательствами их зарубежных партеров. К их числу продолжают присоединяться все новые страны, что свидетельствует не только о нарастающей интернационализации мировой хозяйственной практики, но и о поддержке правительствами суверенных государств национального предпринимательства. При этом нельзя не отметить зачастую вынужденный характер В.т., обусловленный национальным законодательством, административным регулированием, валютными ограничениями и др.